Евангельская история в проповедях

Сорок дней в пустыне: искушения и жизнь со зверями

Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. (Лк.4,1-11)

(Синодальный перевод)

Сразу же после Крещения Господь уходит в пустыню. Прежде чем выйти на проповедь, Он проходит испытание. И в пустыне Господь постится: ничего не ест сорок дней и ночей – не больше и не меньше, чем праведники Ветхого Завета Моисей и Илия. А в конце поста, когда Господь «напоследок взалкал», приступил к Нему искуситель с вопросом: «Ты Сын Божий?»

Совсем недавно, в день Крещения, с небес раздавался глас Бога Отца, именующий Иисуса Сыном. И вот теперь лукавый хочет выяснить, что же это значит. Конечно, падший дух знает все пророчества Писания о пришествии Мессии, но тот, кто является источником лжи и ненависти, не может понять жертвенной любви, по которой Бог становится человеком и приходит в наш мир. Но как смел лукавый, он же дьявол (что означает «испорченный»), он же сатана (противник), он же вельзевул (повелитель мух), как посмел он приступить к Тому, на Кого и Ангелы не смеют взирать? И тут надо сказать, что по слову священомученика Игнатия Богоносца, «от князя века сего сокрыто было девство Марии и Ее деторождение, равно и смерть Господа, три достославные тайны, совершившиеся в безмолвии Божием» (Послание к ефесянам 19) И вот теперь, желая понять Кто же это, лукавый предлагает искушения.

Когда-то, на самой заре человеческой истории дьявол искушал первых людей. И тогда Ева, поддавшись искушению, поверила не Богу, но лукавому, она посмотрела на запретный плод и подумала и почувствовала, что запрещенное «хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание». С тех самых пор, с грехопадения человека, искаженным грехом оказался весь мир, и «все что в мире – говорит апостол Иоанн Богослов – это похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин.2,16). И то, что когда-то не смог исполнить первый человек, теперь совершает Новый Адам – Господь Иисус Христос. Одно за другим Он отвергает три искушения, которые терзают человечество – богатство, власть, славу.

Господь голоден, а дьявол предлагает сделать камни хлебами, предваряя просьбу обращением: «Если Ты Сын Божий…» Господь отвечает словами Писания: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Втор.8,3). Тогда лукавый тоже цитирует Писание. Господь стоит на крыле Иерусалимского храма, а злой дух внушает Ему броситься вниз: ведь ничего не случится, если Он – Сын Божий, сказано же в девяностом псалме о Мессии Богом Отцом: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твою». Это особое духовное испытание – чудо ради чуда. Но «написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Втор.6,16), – отвечает Господь. Затем Господь созерцает все царства мира и славу их, и все это лукавый обещает дать Господу – хочет Его подкупить, при этом он даже не предваряет свое предложение словами «Если Ты Сын Божий…», – наверное, он даже готов это признать, и требует только одно – ему поклониться. Но «Одному Богу поклоняйся и Ему одному служи» (Втор.6,6;13) – Господь не снисходит до личного разговора с падшим духом и в третий раз посрамляет его тем, что уже сказано в Писании. Тогда оставил Господа дьявол, как уточняет евангелист Лука, «до времени». Это время наступит, когда Господь будет взят под стражу, оклеветан, избит и предан смерти. Но смерть станет победой Христа, ибо, претерпев на Кресте смерть, Господь «смертию смерть разрушил».

Кстати, об искушении властью, святитель Феофилакт Болгарский писавший свое толкование на Евангелие во времена правления благоверных византийских императоров, не мог не возмутиться словами «отца лжи» о том, что тот дает власть тому, кому захочет. По его мнению, «Господь разгневался на него, когда увидел, что присвояет себе то, что принадлежит единому Богу». Конечно же, мы знаем, что Владыка мироздания – один Бог, и тем не менее вопрос о власти земной и временной остается открытым, если мы всматриваемся в печальные факты истории.

Евангелист Марк ограничивает историю об искушении Господа одним стихом: «Был Он в пустыне сорок дней, искушаемый сатаной, и был со зверями, и Ангелы служили Ему» (Мк.1,13). Что значит это указание на зверей? Это первый человек Адам жил до своего грехопадения в мире и гармонии со всем Божьим творением. И Христос Бог, Который пришел «восстановить» творение, вернуть человека Богу, есть Новый Адам, Который жил в пустыне со зверями.

Господь как человек принимает испытание и его побеждает. И Он «будучи Сам искушаем может и нам искушаем помочь»(Евр.2,18) – помочь преодолеть соблазны и испытания, с которыми мы сталкиваемся и которые сами, в силу нашей причастности греху, как потомки Ветхого Адама, сами преодолеть не можем. Но это может сделать Господь Иисус Христос – Новый Адам, победивший и грех, и смерть.


Православные книги

E-mail подписка: