Евангельская история в проповедях

Все святые, молите Бога о нас

Все святые, молите Бога о нас Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. 27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.(Мт. 10.32-33, 37-38; 19.27-30)

Синодальный перевод

Один из древних христианских авторов, апостол от семидесяти Варанава, написал, что «Церковь есть первое творение Божие, ради нее сотворен мир». Прежде чем был сотворен мир и человек, прежде чем человек своим грехом исказил все творение, Бог предопределил спасение человека. Бог предопределил Воплощение Сына Божьего и Церковь как Его Таинственное Тело, как то пространство, где человек встречает Бога. И если в Божественном замысле Церковь существует превечно, то в истории Церковь рождается в День Пятидесятницы, когда на учеников сходит Дух Святой. И в следующий воскресный день по Пятидесятнице мы прославляем всех святых, ведь если Символ веры называет Церковь святой, то кому же и составлять Ее, как не святым! Ведь чтобы приходить к Богу, что бы встретить Святого и Безгрешного в своей жизни, в Церкви и Ее Таинствах, человеку необходимо иметь нечто общее с Богом, и потому призвание человека – это призвание к святости. Об этом говорит Господь, и говорит не каким-то особо избранным людям, а всем, кто слышит Его слово: «Будьте совершенны, как совершенен Отец Ваш Небесный». Об этом говорит и чинопоследование Литургии: прежде чем люди преступят к Таинству Причащения, священник возглашает: «Святая святым». И на эти слова хор от лица всех собранных в храме отвечает: «Никто же свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».

Святость принадлежит Одному лишь Богу и Его Сыну и Его Духу. И Господь Бог, Который стал человеком нас ради человек и нашего ради спасения, Бог, Который пролил Свою Кровь на Кресте чтобы искупить нас от рабства греху и дьяволу, Бог, Который дарует нам Самого Себя, дарует человеку и Свою святость, но воспринимают это лишь те, кто полностью и без остатка посвящают Ему свою жизнь и открывает Ему свое сердце. И любить Бога мы призваны не чуть-чуть, не разделяя эту любовь с земными делами и привязанностями, а любить Совершенного Бога можно только совершенной любовью – всем сердцем и всеми силами души. И в день прославления всех святых мы слышим в Евангельском чтении слова Христа Спасителя о любви к Богу и к ближним. «Кто любит отца или матерь недостоин Меня и кто любит сына или дочь больше Меня не достоин Меня» – так говорит Господь. Иногда эти слова смущают человека, ведь любовь к ближнему заповедана нам Богом. Но ведь если нет любви к Тому, Кто является Ее источником, не будет подлинной любви ни к родителям, ни к детям. Мы знаем, что в нашем мире ничто так не искажено и не попрано, как любовь, потому что мы живем в мире искаженном грехом, где и знать не хотят откровения о том, что «Бог есть Любовь». И восстановление человека, его воссоздание, его правильное отношение к себе и к другим невозможно без Бога. И также невозможно научиться любить Бога, если мы ненавидим ближнего. Апостол Любви Иоанн Богослов так и пишет: «Кто говорит, что Бога любит, а брата своего ненавидит, тот лжец». Поэтому заповедь о любви к Богу неотделима от второй подобной ей – возлюбить ближнего своего как самого себя. Одно не мыслится без другого. Но как полюбить Христа Спасителя?

Знать, о чем говорит Евангелие, знать, что Господь сделал для нас, знать то, что Он говорит нам. Ведь как часто люди и в своих бедах, и в несовершенстве мира обвиняют Бога. Почему? Потому что они не знают, что Бог пришел в мир и за них умер на Кресте, потому что Он так возлюбил мир и так возлюбил человека. И если мы сможем Ему ответит на Его жертвенную любовь, тогда, может быть, нам и не покажутся такими тяжкими слова о нашем следовании за Христом, о том, что всякий, кто не берет крест свой и не идет за Ним, Его недостоен. Ведь Господь утешает нас, Он говорит нам, что иго Его благо и бремя Его легко и удобно для человека.

И в Христовой Церкви мы не одиноки: с нами Бог, с нами Его Пречистая Матерь – Пресвятая Богородица Мария, с нами Его святые. Однажды апостол Петр спросил у Господа: «Вот, мы оставили все и пошли вслед за Тобой, что же будет нам?» Так Петр говорил сразу же после того, как один богатый юноша, желавший стать Христовым учеником, не смог исполнить то, что предложил ему Господь – расстаться со своим богатством. Ученики тогда ужаснулись требовательности Своего Учителя, и Господь обещал им, что они, когда Господь придет во Славе, будут вместе с Ним судить мир. И каждый, кто ради Него откажется от имущества или личных отношений, наследует жизнь вечную и уже сейчас получит во сто крат больше домов и земель, братьев и сестер, отцов и матерей. Это в Церкви человек может встретить отцов, матерей, братьев и сестер. Это в Церкви люди призваны стать единым целым – единой Христовой Церковью. И святых мы именуем и друзьями Божьими и они же – наши братья. И мы, так же как и они, отделены от мира греха и посвящены Богу в Таинстве Крещения, но то, что даровано нам как призвание, уже исполнилось на всех святых, которых мы прославляем и молим: «Вси святии молите Бога о нас». Аминь.


Православные книги

E-mail подписка: