БЕРЕМЕННОСТЬ, ВОСПИТАНИЕ, ИГРА И ИГРУШКИ

В статье использовались материалы: "О семье и воспитание" общество свт. Василия Великого; "О встрече" митр. Антоний Сурожский; "О браке и семейной жизни" - из дневника Имп. Александры Феодоровной; "Записи" о. Александр Ельчанинов; "Этапы нравственного становления ребенка" Д. Гармаев; "Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?" В. Абраменкова; "Опыты православной педагогики" С. А. Рачинский; "Великая Дидактика" Я. А. Коменский; "Когда болеют дети" свящ. Алексий (Грачев).

Содержание:

БЕРЕМЕННОСТЬ

Как скоро мать-христианка почувствует, что Бог, Творец всего сущего, благословил ее быть матерью, то с этого момента она должна усерднее, чем прежде, прилежать к благочестию и прибегать с ежедневными горячими молитвами к Богу о том, чтобы Он даровал ей родить того, кого она носит под сердцем, здоровым и благообразным

Далее матери должны внимательно смотреть за собою, чтобы не нанести плоду какого-нибудь вреда.

Прежде всего они должны соблюдать умеренность и диету, чтобы не ослабить плода неумеренной едой и питьем или несвоевременными постами, равно как и слабительными средствами, кровопусканием, простудами и т. п.

Они должны остерегаться, чтобы не споткнуться сильно, не упасть, не ушибиться, не ходить неосторожно. Они должны следить за своими чувствами, не слишком пугаться, сердиться или поддаваться горю, иначе ребенок будет также боязлив, зол и меланхоличен. Сильный гнев или испуг иногда даже причиняет плоду смерть или уродство и, по меньшей мере, слабость здоровья.

Мать должна иметь в виду и внешнее ее поведение, то есть не быть слишком сонливой, вялой и ленивой; следует, напротив, быть бодрой, свежей, проворной и расторопной на всякую работу; какова она будет в это время, таков же будет и ребенок. (cм. также)

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Младенцы

Чему вы хотите со временем учить детей, то надобно внушить им и тогда, когда они бывают младенцами: почти все то, что они видят и слышат в младенчестве остается в них на всю жизнь.

Весьма неосторожно поступают те из родителей, которые при младенцах делают и говорят худое или позволяют другим говорить и делать непристойное: у них открыты глаза, у них отверсты уши. К чему человек привык, от того ему трудно отвыкнуть; важно развитие в детях добрых привычек с самых малых лет их жизни.

Мать-христианка, даже не получившая никакого научного образования, становится учителем богопознания для дитяти с самого его рождения. Она пред глазами дитяти прикрепляет к колыбели св. икону. Она призывает к ней Ангела хранителя. Она наблюдает, чтобы оно не оставалось ни на минуту без св. креста, возложенного на него при крещении. Крест мы никогда не снимаем, даже если моем ребенка. Все беспокойства: мал, тесемка может принести вред, сделать удушье и т.п. могут быть оставлены. Такого случая за всю историю Православия не было. Крест Христов есть наша главная защита.

Когда родители входят в комнату ребенка, желательно, чтобы они благословляли сына или дочь своим троеперстием, особенно на ночь. Лекарство и вообще все, что мы даем ребенку, хорошо осенить крестом. Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: "Да не стыдимся исповедовать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов".

Едва покажутся в глазах дитяти первые проблески понимания, мать, указывая на икону Спасителя, говорит ему: "Это Бог". И счастливо дитя, которое усвоит это святое и достопоклоняемое имя. Пред Ним дитя будет приносить свои первые молитвы; пред Ним, по возрасте, будет исповедовать свои грехи; пред Ним будет проливать слезы и просить помощи в скорбях жизни; на Него будет с упованием взирать на смертном одре.

Дети с самого раннего возраста могут быть приучены: к умеренности (чтобы они привыкли есть и пить, сколько нужно, и выше потребности не напивались и не наедались); к чистоте и опрятности в еде, питье и одежде, к порядку относительно своих вещей; к почтительности относительно старших (они должны обращать внимание на свои слова, поступки и взгляды); к послушанию (они должны немедленно слушаться родителей).

Удаляйте от ваших детей горячительные и приправленные перцем яства и питья, каковы пряные и соленые кушанья, вино, водка и т. п.

У маленького ребенка сначала возникает сопереживание радости и много позднее — сопереживание горю ближнего. Малыш готов радоваться по любому поводу, и лишь равнодушие взрослого его настораживает и огорчает. Он активно стремится подключить взрослого к собственной радости, поделиться ею. Куда все это исчезает у взрослого человека? Почему так часто мы сталкиваемся с "черной завистью"?

"Ничто так тесно не соединяет людей между собой, как то, когда они сорадуются друг другу", — говорит Авва Дорофей. Христианская аскетика, отразившая и сформулировавшая многовековой опыт борьбы человека со страстями, предлагает "духовный щит" от зависти — смирение и сорадование. Очень важно, чтобы сорадование как антизависть было не чуждо ребенку.

Способен ли ребенок сорадоваться? Дошкольники работают для награды сверстника лучше, чем для собственной награды. Но только первый раз. Уже во второй появляется зависть. "У него и так уже один лишний, я тоже хочу!". Сорадование разрушилось на глазах. Причем, чем выше у ребенка интеллектуальные умения, тем ниже его способность к сорадованию. Что может стоять за этими фактами? Норма справедливости, о которой говорят дети? ("всем, как и мне"; "всем должно быть поровну"), но в ситуации сорадования эта норма для кого-то перестает действовать. Проявляется это у детей, не способных логически мыслить и отделить собственное бытие от бытия товарища. Воистину, "блаженны нищие духом"! У остальных возникает зависть, лишь облеченная в форму справедливого распределения. Общая возрастная картина такова: от старшего школьного к младшему школьному возрасту отзывчивость детей к беде другого возрастает, а способность радоваться за другого резко падает. К десяти годам о сорадовании уже, увы, говорить не приходится! Куда оно исчезает? Скорее всего это итог изъянов воспитания, позволяющего взять верх греховной натуре человека. (Многие из нас плачут с плачущими, но многие ли радуются с радующимися? Василий Великий)(о младенцах cм. также)

Отроки

Все то, что ребенок узнает в школе, должно проверяться и исправляться дома. Оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома.

Родители должны следить и исправлять совершенно отсутствующий в общественном образовании моральный аспект.

Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы, какой язык они слышат и каким языком говорят сами и всему этому давать христианскую оценку. (об отроках cм. также)

Советы

Дух Божий устами Давида свидетельствует, что дети суть драгоценнейшее и прекраснейшее сокровище, и говорит: "Вот наследие от Господа дети; награда от Него плод чрева". Дети - суть такое творение, о котором Единосущная Троица помышляла особо и которое Бог создал Собственными перстами.

Господь внушает нам, чтобы мы не раздражали детей, а берегли их, и говорит: горе тому, кто соблазнит одного из малых сих (Мф.18, 5-6).

Думай не о том, каковы дети теперь, но о том, чем они станут со временем согласно воле Божией, и ты поймешь их величие. Они предназначены не только к тому, чтобы быть после нас жителями мира, но и наряду с нами сопричастниками Христу, царственным священством, святым народом, народом избранным, ближними ангелов, судиями диавола, утешением Неба, ужасом преисподней, наследниками бесконечной вечности. (Ян Амос Коменский)

В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить мы должны сделать красивыми.

В настоящем доме, даже самый маленький ребенок имеет свой голос.

От того, что увидит брат в душе своей сестры, зависит будет для него женщина объект презрения или уважения.

Родителям не следует стыдиться того, что они играют и шалят с детьми. Может, именно тогда они ближе к Богу, чем когда выполняют самую важную , по их мнению, работу. (Царица Александра)

Мы воспитываем ребенка путем послушания, но послушание можно понимать двояко. Можно его понимать, как дрессировку, но истинное послушание в том, что бы научиться всем существом своим вслушиваться в то, что говорит другой. Его цель - перерасти себя, вслушиваясь в мудрость и опыт другого человека. Тогда вырастают не порабощенные чужой волей недоросли, а зрелые, владеющие собой люди, способные отрешиться от себя ради другого.

Ломать человека, для того что бы сделать его подобным себе - нельзя. (митр. Антоний Сурожский)

Есть родители, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям своим учителей в удовольствиях и потворствовать прихотям их, а чтобы дети были христианами, чтобы упражнялись в благочестии, - до этого им мало нужды. Преступное ослепление! Этой- то грубой невнимательности должно приписывать все недостатки, от которых стонет общество. (Златоуст)

Во время болезни особенно пригодится ребенку молитвенный навык. Он уже с детства поймет, что болезнь это не просто температура и головная боль, а нечто большее, что ему посылается. Некое благо даже, в духовном смысле. Потому и называют болезнь посещением Божиим: тело болеет, а душа лечится. Болезнь это не просто неприятность, а духовная школа для всех: посещение Божие, которое касается всей семьи. Господь посещает ее и одного укладывает на одр болезни, а других научает состраданию, смирению, любви. Это и школа воспитания, и школа взаимной уступчивости. Здесь есть все. Это целый мир. И в этом мире люди вдруг начинают меняться. Все приобретает какую-то пользу. Родители как попечители о духовном и телесном состоянии ребенка. Другие дети приобретают навык заботы о ближнем, сочувствия, подчинения каких-то своих желаний тому, что происходит в семье. В это время желательно читать ему духовные книги, особенно Евангелие. Лет с семи, а то и раньше, можно читать канонический текст, чтобы дитя приучалось к полноценной духовной пище. И еще жития святых. Их подвиги и терпение укрепят нас. (свящ. Алексий Грачев)

"Несправедливые молитвы Бог не приемлет", ответил старец, узнав, что одна мать проклинает своего старшего сына и обвиняет его во всех делах, несмотря на то, что тот содержит все семейство (пятерых братьев, трех сестер) (старец Адриан Югский)

В случае разногласия между мужем и женой в деле воспитания, не спорьте о своих разных взглядах при детях. (см. также)

Дети в Храме

Пример родителей оставляет на всю жизнь неизгладимые впечатления на детях, поэтому с самого раннего возраста надо брать ребенка на церковную службу, приучая его стоять скромно, не развлекаться посторонними предметами, но слушать внимательно слово Божие. По возвращении домой спрашивая, какое на Литургии было чтение из Евангелия и Апостола, исправляя незрелые еще понятия его о слове Божием.

Конечно, невозможно заставить 2-3-летнего малыша стоять всю службу, мамы обычно носят крошек на руках, прикладывают к иконам, дают подержать свечки — так воспитывается благоговейное отношение к святыне храма. Но все равно бывает момент, когда малыша невозможно удержать на месте, и чтобы излишней строгостью не отвратить его от службы (вспомните мудрую русскую пословицу "Невольник - не богомолъник!"), разумно ненадолго дать "выход" его бурной энергии: предложить ему подобающую книжку-раскраску, небольшую мягкую игрушку или куколку — кстати, можно сказать вашему малышу: "Поучи свою Катю (или солдатика), как надо вести себя в храме..." Если вам необходимо задержаться в храме, уместно будет, если малыш займется игрушками, рисованием, а не будет носиться без надзора. Но отнеситесь со вниманием к игрушкам, которые вы берете с собой. Они не должны диссонировать с общей молитвенной атмосферой и вызывать негативные эмоции.

Если ребенок расшалился или расплакался в Храме, лучше выйти с ним на улицу, чтобы не мешать молящимся. Если ребенок не приучен к службе, первое время детей до 7 лет (по церковному - младенцев), можно приводить к концу службы, к Причастию, постепенно увеличивая время, которое он проводит на службе.

Приход в Храм должен быть для ребенка радостью, наградой, праздником. Многие родители наказывают ребенка тем, что в воскресенье не берут его в Храм.

С семи лет ребенок становится отроком, человеком отвечающим за свои поступки, и с этих пор его начинают исповедывать. Если у семьи есть духовник, то он, зная ребенка, может допустить его до исповеди и раньше и позже 7 лет, ориентируясь на его духовный возраст. Очень важно к первой исповеди готовить ребенка заранее и, если нет духовника, поехать с ним в монастырь, где священников много и у них есть время не спеша исповедывать ребенка, что, к сожалению, не всегда получается у приходских батюшек, особенно когда один священник и исповедует и службу ведет, а народу - полон Храм.

ИГРА И ИГРУШКИ

Мiр игры

На протяжении тысячелетий рядом с широкой дорогой цивилизации — мира взрослых — петляла, теряясь из вида, незаметная тропка детской субкультуры — мира Детства. Возникшая из обрядовой жизни взрослых, всегда бесписьменная, "низовая", с социальной точки зрения, культура маленьких создавала свой особый Мир — мир "для себя". На протяжении тысячелетий, из уст в уста, от одного детского поколения к другому передавались традиционные групповые игры, песенки, считалки, дразнилки, эстетические представления, правовой кодекс и другие формы проявления детской жизни, "вечно детского", по выражению Л.С. Выготского. Поражает универсальность, инвариантность этих форм во многих детских культурах мира и в то же время — их особость, непроницаемость для взрослых, их уникальность. Насчитывая не одну тысячу лет, богатое содержание детской субкультуры оказывалось питательной почвой для социализации многих детских поколений, столь же необходимой, как ласковые руки матери, доброе слово учителя, мудрая книга.

В настоящее время с утратой физического пространства игр — деревенских околиц и городских дворов, с утратой группового взаимодействия и общения дети лишились возможности реализации своей групповой жизни, передачи всего богатства форм детской субкультуры, следствием чего, по мнению детских психиатров и психотерапевтов, стал рост детских неврозов, психических заболеваний и криминализация детской жизни - по принципу: "у детей отняли дворы, и они заняли подвалы".

Специолистов-психологов и педагогов всего мира беспокоит то, что современные дети перестают играть. Проведенное недавно в детских садах психологическое исследование показало, что на вопрос: "Во что ты любишь играть?" 5% детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки, которыми они просто манипулировали. Большинство детей называли подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры (самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишь некотрые. Из игры уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.

Ребенок живет одновременно в двух мирах, в двух системах: один — это мир иерархических связей (наклонная плоскость), система "Взрослый — Ребенок", и другой — это мир равных отношений (горизонтальная плоскость), система "Ребенок — Ребенок".

Естественно, во все времена и во всех культурах ритм и логику развития личности ребенка задавало, прежде всего, сообщество взрослых, вначале семья ребенка, а затем его учителя. Но существует еще один институт воспитания — это детские сообщества, детские группы, которые выступают полноправными субъектами влияния на развитие ребенка. И тогда влияние родителей уравновешивается, а то и перевешивается влиянием сверстников. Рано или поздно самой-самой любимой маме суждено услышать: "Мне надо ребенков, а ты — не ребенок". Этим малыш определяет свою потребность в игре и общении с равным.

По сути дела настоящая игра (а это игра с правилами) возможна лишь в горизонтальной плоскости связей, в детской субкультуре — особом пространстве отношений, разворачивающихся на почве определенного народа в ту или иную эпоху. При этом каждый ребенок несет в себе не только опыт многих поколений своих соотечественников, не только свой собственный опыт, но и целые пласты и элементы традиций и опыта других культур и эпох.

Содержанием детской субкультуры являются групповые игры, предполагающие строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку : себя на место другого. К ним относятся такие традиционные для России игры, как "Лапта", Горелки", "Казаки-разбойники", "Жмурки", "Бояре" и другие.

Жанр считалки является уникальным, не имеющим аналогов во взрослом фольклоре, и представляет собой вместе с жеребьевками (типа: "Матки, матки, чьи заплатки — травка иль булавка?") своеобразную прелюдию к игре, необходимый ее атрибут и культурно оформленную реализацию параигровых отношений, т.е. отношений "вокруг игры". Именно благодаря считалке устраняются нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры и обогащается репертуар игровых форм.

Регуляция игровой деятельности оформляется и другими формами детского фольклора, такими как дразнилки (именные — для мальчиков и девочек типа "Андрей-воробей, не гоняй голубей..."), а также дразнилки, высмеивающие детские недостатки и проступки: ябедничество, хвастовство, глупость, плаксивость, жадность, например, "Жадина-говядина, соленый огурец, по полу валяется, никто его не ест" или "Плакса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!", благодаря которым детское сообщество осуществляет функцию воспитания. Дразнилка действует безотказно на жадину, плаксу, ябеду, хвастуна — значительно более действенно, чем любые нотации взрослого. Дразнилки тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание, умение отстаивать себя при нападках сверстников в адекватной форме словесной самозащиты (например, ответить дразнилкой-отговоркой, а не ударить обидчика скажем, ногой по лицу, как это нередко наблюдается в среде современных детей, даже дошкольников).

Если девочка стреляет, разбирает машины, а мальчик постоянно баюкает куклу и наряжается — необходимо повнимательнее присмотреться к этим детям и мягко подчеркивать преимущества мальчишечьих (для мальчиков) и девчоночьих (для девочек) игр и форм поведения. (см. также)

Современные игрушки

Маленький ребенок - весь неопределенность, это веер возможностей, он то, чем мы никогда уже не сможем стать. Он активно присваивает мир, чтобы его преобразовывать, ощущая себя Творцом, и игрушка — необходимое средство процесса творения. Поэтому, чем шире спектр применения игрушки, тем выше ее ценность для творчества и тем больше она может развить творческий потенциал самого ребенка. Отсюда — самые лучшие игрушки — природные: камушки, песок, шишки, палочки, лоскутки — они могут быть всем! А чем может быть машинка? Только машинкой, правда, если это грузовик, то, вероятно, еще и ящиком для хранения кубиков, кроватью для мишки или каретой для путешествий кота и пр. А чем может быть электронная игрушка с четырьмя кнопками? Совершенно очевидна ее монофункциональная однозначность - нажимай на кнопки и все!

Игрушка претерпела эволюцию: от уменьшенных копий предметов труда, охоты, домашнего обихода в древности — через игрушки, символизирующие прекрасное в жизни (игрушки XIX — первой половины XX вв.), к игрушкам, воплощающим безобразное, ужасное, смерть (последние десятилетия).

Рассмотрим современные игрушки. Для девочек, конечно, Барби. К куклам прилагается инструкция-программа: сколько у Барби должно быть подруг (оказывается, не меньше 8), одежды, мебели, косметики, "бой-френдов" и пр. Таким образом формируется потребность и перспектива жизни — быть "как хорошая американская девочка".

Какую жизненную ориентацию для любой малышки символизируют собой эти пышные красавицы? Кто они — дочки? Подружки? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, к примеру, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней "бой-френда". На наших глазах архетип материнства незаметно подменили архетипом блуда. Это прекрасно чувствуют сами дети, правда, самые маленькие, нередко дающие Барби оценку "плохая", отказывающиеся с ней играть, а то и ломающие ее.

Исчезли из продажи куклы-голыши, которым надо шить одежду, лечить их, кормить и нянчить. Вместо них в магазине — реальные до жути новорожденные младенцы из пластика, абсолютно натуральные — как пособие для акушерок.

Самое главное достоинство мягкой игрушки — дарить нежность малышу. Эта ее особенность используется психотерапевтами и просто хорошими педиатрами; и, как показывает практика, — симпатичный мишка, пушистый слоник или лохматая собака способны "вылечить" ребенка от страхов и даже от ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа.

А что продается сейчас? Мы с вами увидим существ неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одну из них не хочется взять в руки, погладить. Вот в Детском Мире в центре зала на пальме сидит огромная (ростом с человека) черная обезьяна свирепого вида - если попадет в спальню ребенка, то ночные страхи и невроз малышу обеспечены!

Конструктору "Лего" отведен целый отдел, его рекламируют по телевидению, это яркие, красочные, как уверяют, экологически чистые игрушки, которые предполагают конструирование разнообразных сюжетов-картин. игрушки развивают конструктивное мышление, учат различать цвета, тренируют мелкую моторику руки. Разве этого мало? Да, это все хорошо, но... Мальчик лет трех, играет с маленькими фигурками лошадей и наездников из "Лего". Крохотные лица в широкополых шляпах нахмурены и оскалены, один, особенно агрессивного вида, с открытым ртом и выпученными глазами, видимо, изображает воинственную ярость. Вспомним икону святого Георгия Победоносца, лик которого умиротворительно спокоен в то время, как копье пронзает змия. Гнев и ярость не должны проникать в сердце воина, доблесть русского оружия всегда сочеталась с милосердием к поверженному врагу. Невольно вспоминаются наши старые добрые оловянные и пластмассовые солдатики. Зачем нужно детям так однозначно обозначать негативные эмоции, зачем учить ненависти и злобе? Впрочем, может быть, этот мальчик слишком мал, чтобы чувствовать это? Его просят дать самого доброго наездника. Ребенок смотрит на каждого, выразительно разводит руками и кратко отвечает: "Нету!" Нужны ли здесь комментарии?!

Подарив любимому чаду миниатюрные наручники и резиновую дубинку, родители должны понимать, что ориентируют ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие — самый короткий путь решения проблем.

Это вовсе не значит, что любое оружие провоцирует жестокость. Игрушечный меч может оказаться грозным оружием мальчика против страха темноты, средством овладения собственным поведением: четырехлетний малыш, получив в подарок пластмассовый меч, тотчас направился с ним в темную комнату и через некоторое время вышел из нее счастливо улыбающимся: "Он убежал, Бармалей!"

Разумеется нужно воспитывать в сыновьях смелость, отвагу и мужественность. Но может быть, игрушечные воины, которых вы смастерите вместе с сыном, окажутся более приемлемы для воспитательных целей? На худой конец — полезно порыться на антресолях или дачном чердаке в поисках солдатиков — у сынишки такой поиск сокровищ вызовет восторг.

Маленький тамагочи - такой удобный, не больше брелочка -виртуальный зверек, за которым ребенок ухаживает: кормит, укладывает спать, гуляет, т.е. нажимает соответствующие кнопочки. Ну, чем, казалось бы, плохо?

Кроме очевидного физического вреда от электронной игрушки с черным маленьким экраном мелкими изображениями, способными развить близорукость и косоглазие, игрушка воспитывает пренебрежительное отношение ребенка к жизни и смерти. В первый раз смерть виртуального питомца способна вызвать глубокий стресс, известны случаи попыток детского самоубийства из-за утраты питомца и чувства вины за свою оплошность. Впоследствии "смерть" становится привычной: "Подумаешь! Родим нового!"

Когда ребенок ухаживает за живым зверьком — пусть это хомячок или черепаха — и тот умирает, для ребенка это культурное завершение жизненной драмы - он идет на пустырь, вырывает ямку и хоронит своего питомца, оплакивая его, горюя о нем. И это великое событие в жизни мальчика или девочки как БЫТИЕ с миром. Это действенное сострадание может навсегда запечатлеться в детском сознании в любви ко всему живому — воробью, жуку, цветку в их хрупкости и в их целостности с самим ребенком. А если малыш почувствует, что он может сделать что-то для живого существа, что он может быть благотворителем, тогда есть возможность ожидать становления и нравственного сознания и экологического мировоззрения ребенка.

Суть любой игрушки — дать ребенку проявить активность, когда он хочет играть. Электронная игрушка как бы сама хочет играть, она вызывает ребенка часто в самый неподходящий момент. В результате ребенок становится пассивным объектом манипуляций электронного брелка, а собственных родителей не слушается, отчуждаясь от реальной любви в пользу виртуальной.

Легкость, с которой ребенок постепенно реагирует на умирание или на "уход к другому" (появились игрушки ориентированные не заботу о беспомощном детеныше, что хоть как-то ставит ребенка в позицию более старшего и ответственного, а на виртуальное ухаживание), должна насторожить заботливых родителей, поскольку именно эта легкость может запечатлеться в сознании и превратиться в социальную установку в будущем. Детский нравственный эгоцентризм (эгоизм), в отличие от познавательного, не проходит с возрастом и способен превратиться в личностную черту взрослого человека — равнодушие к смерти, горю близкого, безразличие к уходу, болезни любимого, что именуется жестокосердием. Электронная игрушка способна проектировать жизненные установки ребенка в будущем, формировать моральные стереотипы поведения, нравственные образцы негативного свойства. И это может нравиться, и совесть будет молчать. Ибо размыта грань между живым и сконструированным, добром и злом...

Компьютерные игры

Обучающие компьютерные игры, рассчитанные на детей от 3-х до 15-ти и старше, могут быть весьма полезными и эффективными при обучении иностранным языкам, математике и другим предметам, а игры-имитаторы можно использовать при освоении вождения автомобиля, однако подавляющее большинство игр представляют собой крайне негативное для физического, психического и духовного здоровья явление.

Во-первых, электромагнитное излучение оказывает вредоносное воздействие на организм человека, тем более ребенка. Нормы излучения в учебных компьютерных классах (а тем более — в компьютерных клубах) превышены, как показали замеры в школах, в 2, а иногда и в 50 раз (!).

Во-вторых, психическое напряжение, возникающее в процессе игр, вызывает стрессовые состояния у ребенка. Достаточно взглянуть на играющего: напряженная поза, красное лицо, подергивание конечностей, крики, порой слезы. Даже наблюдающие за игрой могут испытывать сильнейшее эмоциональное напряжение.

Что несут с собой компьютерные игры?

Дум-образные компьютерные игры - это воспроизведение агрессивного лабиринта, перед которым древнегреческий миф о Тезее и чудовище Минотавре меркнет и кажется милой доброй сказкой. В Дум-игре чудовищ огромное множество, они появляются каждую секунду в ужасающих обличиях часто с убийственно разнообразным оружием, все они "отнимают" у игрока жизнь (количество очков), и можно услышать: "У меня осталось 10% жизни". Либо он, либо они - так стоит вопрос. Единственный аналог этой игры в реальной жизни - это кошмарный сон.

По Дум-игре с 1994 года в Москве проводятся чемпионаты, к участию в которых допускаются все желающие, способные сначала справиться со всеми чудовищами-мутантами, а затем и с соперниками-сверстниками, в финале - встреча четырех самых "крутых" игроков в битве за главный приз под девизом: "Убей их всех и получи награду!" Родители довольны: дети приобщаются к "интеллектуальному достоянию" человечества, не болтаются по улицам, не сидят по подвалам - играют. Чего стоит это невинное, на первый взгляд, время препровождение? Блуждая в лабиринте, ваш ребенок, пусть виртуально, но соучаствует в убийстве не только монстров, но и сверстников-игроков,

В играх-единоборствах игроку также дается возможность участвовать в компьютерных битвах, драках и сражениях, нанося повреждения и увечья противнику. Кто кого? И летят оторванные вместе с позвоночником головы, ноги и руки, брызжет кровь, содрогаются в агонии тела. Графика в играх сравнима с телеизображением, поэтому все воспринимается достаточно натурально

Есть среди игр чрезвычайно умные - такие, как "Цивилизация", по сути дела, это создание собственной версии развития истории: от маленького племени до современного государства. Игра требует определенного багажа знаний и дерзости завоевателя, и тогда история идет другим путем, и для интереса можно играть на стороне, ну, скажем, фашистской Германии против России. Чувствует себя ребенок при этом властелином мира, заставляя мир жить по своим законам. Как-то совсем почти невозможно после выигрыша выносить мусорное ведро или идти в садик за братишкой. Ну, а про грех самолюбования, гордыни и говорить нечего!

Каковы следствия этих игр? Быстро формирующаяся у ребенка психологическая зависимость от игры, сродни наркотической, отчуждает его от живого общения со взрослыми, сужает сферу совместной деятельности ребенка и взрослого в семье. Компьютер вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для его психического развития и личностного становления.

Компьютерные игры способствуют разжиганию пагубных страстей и греховных влечений в ребенке: страсти к властолюбию и тщеславию, наживе и нездоровому азарту, лжи и нечистым помыслам.

Несделанные уроки, не вынесенный мусор или не купленный хлеб - это самые малые огорчения, с которыми вы столкнетесь, купив компьютерные игры.

Если же приставка или компьютер у вас уже есть, постарайтесь по крайней мере сделать следующее.

1. Ограничьте время игры: для б-7-леток 10 минутами, для 8-11-леток — 15-20 минутами, для старшеклассников 25—30 минутами. Затем необходимо отвлечься, сменить род деятельности. Это необходимые санитарные нормы. Объясните ребенку, что все игры на компьютере основаны на быстроте и точности, а не на продолжительности. Помимо вреда для нервной системы подобное "упорство" может привести к ослаблению зрения.

2. Установите закон расстояния: для игровых приставок — не менее 2 метров, для персональных компьютеров — 30-40 см, при обязательном применении защитного экранного фильтра для снижения воздействия высокочастотных колебаний. Комнатные растения, свежий воздух и ионизатор (типа отечественного "Супер-плюс") помогут ослабить вредное воздействие.

3. Установите временной закон: не играть перед сном, сразу после еды и, конечно, при несделанных уроках. Установите код для включения компьютера и автоматический прерыватель сеанса игры.

4. Контролируйте содержание игр, исключая сюжеты с насилием, жестокостью, сатанинской тематикой и элементами культовых ритуальных обрядов, а так же образами нечистой силы.

И, конечно, ни под каким видом не позволяйте ребенку посещать видеозалы, где он без вашего контроля наверняка будет погружаться в мир агрессии и сатанизма.

А самое главное - больше играйте с вашим ребенком в игры вашего детства, простые и добрые, чтобы компьютерная игра была вытеснена полноценным и содержательным общением с вами.

В настоящее время почти во всех странах мира существует проблема воздействия Экрана (телевизионного, видео- и компьютерного) на психическое развитие и личность ребенка. Если 20 лет назад можно было услышать: "Дети знают больше нас, благодаря телевизору", то теперь: "Компьютер и "видак" им дороже родителей", эти фразы дают возможность уловить не только расширение сферы Экрана в жизни детей, но и определенную смену ценностей современного поколения. Педагогические наблюдения и специальные исследования показали исключительность воздействия экранных образов на детское сознание, не только вследствие особых технических эффектов, но и в силу повышенной возрастной чувствительности восприятия ребенка. Информация, получаемая ребенком с экрана, воспринимается им как истина, обладает чрезвычайной силой внушения и подражания, в связи с чем на государственном уровне во многих странах был установлен законодательный контроль за содержанием телепрограмм в контексте детства.

Требования к игрушкам

Если мы покупаем своим чадам игрушку в магазине или на рынке, то нам придется стать своего рода экспертами, чтобы трезво и мудро оценить возможное воздействие ее на ребенка. Для этого надо знать требования, которым должна отвечать детская игрушка.

А. Медицинские и экологические требования посмотрите, из чего сделана игрушка, нет ли в ней вредных материалов (например, дихлорполиуретана) и ядовитых красок (это можно узнать по маркировке). Взяв игрушку в руки, вы должны на минуту представить себя малышом: какова она на ощупь, не пахнет ли она неприятно, устойчивы ли краски и прочны ли детали и мех. Особенно это касается игрушек для самых маленьких, впрочем, и дети постарше часто склонны целовать любимую игрушку, брать в рот, укладывать с собой в постель. Вы должны быть уверены в том, что материалы, из которых сделаны игрушки, имеют надежный сертификат качества и соответствуют санитарным стандартам. Конечно, новую игрушку, прежде, чем дать ее ребенку, надо перекрестить, окропить святой водой.

Б. Педагогические требования - чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие способности? Может быть, она повеселит, позабавит вашего малыша (как юла, заводная лягушка и т.п.) или поможет ему выработать терпение и координацию движений (как, скажем, пирамидка, мозаика) или укрепит физически (мяч, обруч). А чему может научить кукла с мужскими половыми органами? Или робот-трансформер, превращающийся из человека в монстра и наоборот? Пусть вас не обольщает зачастую лежащая на поверхности возможность, особенно заморской игрушки, якобы интеллектуально развивать ребенка, постарайтесь увидеть подлинное ее назначение.

В. Психологические и нравственные требования — что несет в себе игра, игрушка, каков ее смысл. Какие чувства пробудит игрушка у вашего ребенка — нежность, доброту, заботу, или противоположные — агрессию, злость, раздражение... Дает ли она возможность коллективного использования — совместной деятельности группы детей, взрослого и ребенка (как, например, настольные или спортивные игры, конструктор и т.п.). Поскольку именно в игре как совместной деятельности, построенной по принципу "Один за всех и все за одного" складывается умение вашего ребенка сотрудничать - соотносить свои действия с действиями другого, договориться в спорной ситуации, сопереживать.

Г. Эстетические требования — соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного или вырабатывает дурной вкус, вульгарные представления — китч. Созданные мастерами рукотворные народные игрушки, часто в противовес фабричным, являются носителями духовных ценностей, хранителями опыта прошлого в настоящем, воплощением гармонии природы и красоты.

Эти принципы помогут вам при выборе игрушек для ваших детей, но помните главное — никакие даже самые замечательные игрушки не заменят вашему ребенку насыщенного и содержательного общения с вами, И еще. Игрушек не должно быть много, но вашей любви не может быть много.

Но все же надо сказать, что игрушек, отвечающих этим требованиям, мы сегодня в магазинах найдем чрезвычайно мало. Зато агрессивных, демонизированных — в избытке. Что мы можем противопоставить этому чудовищному валу современных игр и игрушек, обрушенному на наших мальчиков и девочек?

Традиционные игрушки

Прежде всего вспомним, что есть традиционные, отобранные множеством поколений детей и взрослых игрушки первичные, изначальные, универсальные.

звуковые (погремушки, бубенцы, свистульки и т.д.),

двигательные (мяч, волчок, воздушный змей, лодка и т.д.);

оружие и орудия труда (лук и стрелы, меч, ведерко, лопата);

образные (изображения животных, куклы);

конструктивные (песок, глина, камушки, деревянные бруски и т.п.).

Сюда же относятся палочка, веревочка, шишка, ракушка и пр. — всё, что может быть всем. В этом непреходящая ценность игрушки изначальной.

Для самых маленьких

В русской традиции каждое событие в жизни малыша, каждый первый его шаг в каком-то деле или повседневные занятия сопровождались особым действом и словами — песенкой, прибауткой, сказкой. Вот купание :

Водичка текуча, Младенчик растучий,
Водичка вниз да вниз, Младенчик вверх, да вверх!
С гуся - вода. С Тимоши - худоба, да хвороба.

и окатывают ребеночка водой. Или такое неприятное занятие, как стрижка ногтей, может превратиться в сказочку, в которой действующие лица — пальчики малыша, которые мама нежно подстригает и напевает:

- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим пальцем в лес ходил,
- С этим пальцем щи варил,
- С этим пальцем кашу ел,
- А с этим пальцем песни пел.

Это всё — традиции пестования. Здесь игрушки и игры — самые немудреные. 

Смысл пальчиковых игр не только в развитии мелкой моторики ребенка. Они дают ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальчики, ладонь, локоть, плечо — "осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете - сформировать схему тела". Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство уверенности и самообладания. Недаром игры по типу "Сороки" встречаются у многих народов. Современные психологи разработали целое направление таких игр, основанных на народных традициях — палъчиковый игротренинг.

Важно помнить, что малышей надо тетешкать (поглаживать, тормошить, подбрасывать, похлопывать и пр.), от этого он будет добрее и счастливее. Дети, не получившие радости телесного контакта со взрослым (в домах ребенка) часто на всю жизнь остаются с какой-то общей безрадостностью.

Можно сделать пальчиковые игрушки. Достаточно, к примеру, надеть на палец шляпку из бумаги и юбочку — вот и принцесса. Бабушки и дедушки помнят знаменитого организатора детского кукольного театра в Москве Сергея Владимировича Образцова, прославившегося эстрадным номером, в котором он, надевая на средний палец шарик от пинг-понга, так что получалась кукла-малыш, изображал без слов трогательное общение папы и сына.

Традиционные игры, отобранные сотнями детских поколений и вошедшие в золотой фонд народных игр, записанных взрослыми исследователями должны быть осторожно адаптированы к современным детям и переданы им так, чтобы мальчикам и девочкам захотелось в них играть.

Песочница для больших и маленьких

Городские песочницы, унылые и замусоренные, оказываются не очень годными для детских игр. Между тем, идея песочницы великолепна, поскольку песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать ощущение разнообразия природы, возможностей собственного тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм. Но песочницу можно переместить с улицы в дом, снабдить ее незамысловатыми аксессуарами и тогда она сможет раскрыть все богатство песочной игры.

Какой принцип положен в создание этой игры? Для многих людей облечение мыслей и чувств в слова затруднено, особенно это касается детей. Однако помимо словесного языка существует язык мимики, жеста, тела, способный тонко выразить те или иные ощущения, чувства и представления. В то же время в рисунке и пластике рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами,

"Песочница" позволяет ребенку или детской группе реально создавать картину мира в "живом" трехмерном пространстве. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.

Оборудование для работы с "Песочницей". На столике помещается ящик размером"3" см шириной,"3"см длиной и 15-18см глубиной, до половины наполненный чистым речным песком. Для имитации воды дно ящика выкрашено в голубой цвет. На полочке или в коробках помещены различные предметы и миниатюрные фигуры основные составляющие картины мира мир неживой природы (камни, минералы, ракушки), растительный мир (деревья, цветы, шишки), животный мир (птицы, рыбы, насекомые, домашние и дикие животные), социальный мир (фигурки людей различных эпох, культур, профессий, взрослых и детей), фантастический мир (сказочные персонажи и пр.), рукотворный мир (дома, здания, мосты, строительные материалы, транспорт), мир символов (сакральные предметы), различные предметы, могущие "быть всем" тряпочки, палочки, шарики... Предметов не должно быть слишком много, они должны быть доступны для детей; детям должна быть предоставлена возможность смачивать песок, чтобы он лучше формовался.

Методика рассчитана на детей различного возраста: от дошкольного до подросткового, в ней могут участвовать и взрослые. При этом возможна групповая работа, при которой группа сверстников (или ребенок и взрослый) получает возможность совместного творческого моделирования на песке: это выработка общего плана, кооперация в процессе моделирования, групповое обсуждение композиции.

Сначала это может проходить индивидуально и на свободную тему, затем можно предлагать различные сюжеты. Тематика песочных картин может быть следующей: конструирование на свободную или заданные темы ("Сотворение мира", "Добро и зло", "Наше будущее"). Кроме того, можно предложить воспроизвести сюжеты на христианские мотивы ("Рождество", "Притча о блудном сыне", "Притча о добром самарянине" и др.).

Творческое моделирование на песке дает возможность в трехмерном пространстве воссоздать события Священной истории, раскрыть смысл евангельских притч, овладеть сложнейшими понятиями христианской этики: добро и зло, грех, покаяние, милосердие.

Как показали исследования, песочная игра обладает и психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и других проблем.

Песочные композиции, созданные детьми, позволяют понять отношения в детских группах, помогают позитивно перестроить сознание и поведение. В процессе работы с детьми было обнаружено следующее: негативные эмоции, внутренние конфликты и страхи находили свое выражение в песочных картинках, либо в прямом (изображение смерти, убийств), либо в символическом виде (выбор фигурок-монстров и других символов страхов, чрезмерное использование загородок). На начальном этапе почти для каждой детской группы были характерны яркие конфликты, нередко заканчивающиеся слезами (для девочек) или драками (для мальчиков). Спустя некоторое время в процессе совместного создания песочных картин негативные тенденции ослабевали, а затем и исчезали, как бы "уходили в песок", отношения становились более ровными, гуманными. Сами песочные картины меняли свою семантику, гармонизировались и упорядочивались.

Используемая в методике христианская символика, так много говорившая нашим предкам — взрослым и детям, — сегодня оказывается достоянием немногих. Вернуть утраченные и забытые смыслы с помощью древней игры в песок, помочь детям эмоционально сопереживать вечные истины христианства — важная воспитательная задача, решение которой позволит поставить заслон на пути распространения детской жестокости и гармонизировать детскую картину мира.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

По книге Д. Гармаева "Этапы нравственного становления ребенка. Избранные лекции по нравственной психологии"

Предлагаемая работа основана на материале по нравственной психологии. Эта дисциплина родилась в России, но в середине 20-х годов от нее отказались. Произошла подмена стержневого принципа — педагогики действия на педагогику слова. Тогда и был провозглашен лозунг "Детям — счастливое детство". С этого момента все начало работать на Эго, потому что состояние счастья в контексте такого понимания — это, на самом деле, состояние Эго-удовлетворенности. А состояние совестливости, о котором идет речь в предлагаемой работе — это состояние радости, но радости другой — неэмоциональной, несвойственной Эго.

На Западе нравственная психология была подхвачена только в одном плане — в работе над структурой Эго. У нас же этими проблемами долгое время не занимались вовсе.

Детство ребенка проходит как подготовка к взрослой жизни. Причем, каждый период является подготовкой к определенным действиям в мире взрослого человека.

Детство можно фундаментально разделить на два периода. Первый - от зачатия до 12 лет. Второй - от 12 до 24 лет.

До 12 лет происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых людей. Как поступают взрослые -так и ребенок. Ребенок всей душой и зрением своим открыт к тому, чтобы брать и брать пример со взрослых.

В первый период развития - внутриутробный закладывается резерв сил, которые будут затем поддерживать человека в действиях правды, добра, в истинной любви к людям. Это прежде всего запечатление душевных сил матери, ее душевного состояния, которые проявляется в отношении ко всем людям, с которыми она встречается дома и на работе. Ребенок внутренним, духовным зрением запечатлевает состояние души матери. Вот идет злоба на маму. Ответить можно по-разному: злобой или терпением, прощением, или любовью. Либо ни на что у нее нет сил: терпела, терпела, пока были силы, потом впала в состояние душевного дискомфорта, бессилия, отчаяния. Сорвалась и досаду, обиду, раздражение, гнев. Вот это состояние душевной скудности, запечатлевается ребенком в неспособности любить, заботиться, терпеть. Естественно, что такие дети после рождения легко срываются в истерику, злобу. Едва задень - начинается плач, чуть потребуй - в ответ упрямство или гнев. У ребенка нет сил быть в добром расположении к людям.

В старину беременности всегда придавали огромное значение. Мать, носящая в себе ребенка, часто бывала в храме, исповедывалась, причащалась, дома старалась находиться в мире и молитве. Сейчас, к сожалению, мало кто из беременных женщин понимает всю важность этого периода.

От рождения до 3-х лет начинается второй период становления ребенка. В этот период дети запечатлевают способ общения людей. Внимательно, душевным взором вглядываются они во взрослых, в то, что происходит не только в их внешнем поведении, но и то, что происходит на душе у каждого из них.

Нередко мать после ссоры с мужем идет к малышу, но прежде приводит в порядок мимику лица, тон голоса. Она полагает, что тем самым скрыла от ребенка неприятное происшествие. Однако на душе у нее неспокойно. Всплески раздражения, обиды продолжают жить. И ей невдомек, что младенец душевным зрением чувствует и запечатлевает не столько внешнее поведение, сколько внутреннее состояние ее души.

В эти три года девочки схватывают женский способ отношения к миру, мальчики - мужской. В определенные сенситивные периоды с полутора до двух лет и в два с половиной - три года, мальчик запечатлевает именно отца. Мать это обнаруживает в очень простои форме. Ребенок вдруг начинает тянуться больше к отцу, хотя до этого момента или же после этого периода ребенок стремится к матери. Мальчик в эти периоды запечатлевает внутреннюю жизнь отца.

Нередко матери, в которых не пробудилось настоящее чувство материнства, а по этой причине не открылась материнская мудрость, начинают ревновать ребенка к отцу. Пробужденная же материнская мудрость радуется этой обращенности мальчика к отцу. Равно как и пробужденная отцовская мудрость в эти периоды особенно много отдает времени на общение с ребенком и с членами семьи, заботой покрывая каждого и всех, и тем примиряя их. К сожалению, в наши времена дети имеют возможность запечатлевать мужской способ поведения в очень ограниченном наборе действий отца: в чтении газет, журналов, мужском способе смотрения телепередач, трудных отношении с ближними. А порой и того меньше. Отец прибежал - убежал: ничего удивительного, если таким же отцом будет и этот мальчик. А ведь очень важно, чтобы мальчики запечатлевали самые различные обстоятельства, в которых отец ведет себя по-мужски. В древности, например, все народы чисто интуитивно знали это, и отцы часто брали с собой детей на работу: на пастбища, на скотный двор, на пахоту, на сенокос,  на дворовые постройки. Во всем этом мальчики запечатлевали мужской образ поведения. Сегодня, к сожалению,  мальчики запечатлевают досуг отцов, а не работу.

Возраст с 3 до 5 лет - это возраст телесного развития, когда внешней деятельности ребенка является игра, а внутренней - обретение взрослых смыслов жизни. Недаром именно в этом возрасте они играют во взрослые игры: в дочки-матери, продавцов-покупателей и т.д. Они ухватывают то, чем взрослые живут, причем, ухватывают по самой сути. В последнее время увеличилось количество жестоких игр, равно как и проявлений жестокости в самой игре. В тех же "дочках-матерях" матери бьют своих детей, мальчики берут ремень, хворостинку. Обнаружилось, что сами играющие дети играючи часто устраивают различные истерики, а то и ссоры, и драки. В играх детей обнаруживаются смещения в смыслах жизни взрослых, которая проходит на глазах у детей. Вместо заботы - все большее смещение в индивидуализм, закрепление своего места под солнцем (т.е относительно воспитательницы) и отработка приемов удержания найденного положения: внешняя импульсивность, эмоциональность, все больше страстная, вместо глубины чувств, вдумчивой неспешности, внимания к событиям и друг ко другу.

Дети играют образы городской суеты. Совсем вышли из их игр извечные смыслы. Видимо, сегодня детям нужно помогать играть. Причем, не просто быть с ними в игре в качестве воспитателя и полностью "пасти" детей (это совершенно неправильная ситуация): дети должны играть сами, самостоятельно, и научиться внутренне пребывать в этой игре. Если родитель постоянно ведет детей, то дети не научаются играть. Оказывается, дети, не игравшие в возрасте трех-пяти лет, не способны играть и в возрасте 7-12 лет. Они не идут играть во дворе им неинтересно там потому что они не запечатлели игру как игру. Более того, взрослые смыслы жизни для них малопонятны, и когда в возрасте 12-16 лет, мы начинаем с ними говорить об этом, они не воспринимают этот разговор.

Возраст от 5 до 7 это период становления трудового отклика. В нравственной психологии выделены три вида трудовой деятельности: самообеспечение, работа и труд. Самообеспечение - это действие по удовлетворению личных натурных потребностей человека в телесном комфорте, уюте, питание. Работа - это действия по способностям, т.е. различного вида занятия: умственные, музыкальные, изобразительные, ремесленные, технические, пластические, в том числе спортивные, танцевальные и т.д. И. наконец, труд -- это или отклик на нужду, или выполнение трудового действия из послушания.

Однажды ко мне на педагогическую консультацию пришла мама восьмиклассника.

- Не знаю, что делать. Приходит из школы, включает магнитофон, ложится на кушетку и 4-5 часов без перерыва слушает. Не спит, не дремлет. Активно слушает.

Я представил себя и своих знакомых на месте этого подростка и понял, что нам такое не по силам, даже если будет выбрана любимая нами музыка. У нас сил не хватит. А у них, подростков, хватает. Откуда?

Начинаем выяснять с мамой. Оказалось, что в возрасте 5-7 лет она сажала его перед телевизором и занималась домашними делами - это ей было удобно. Нет ничего удивительного в том, что душевные силы для выполнения зрелищного действия в подростке запечатлены большие, а на трудовое действие - их почти нет.

И еще пример. Поскольку большинство нас в 5-7 лет скорее ублажали, нежели формировали, то типична следующая ситуация: человек 12 часов провел в институте и вечером пришел домой. Жена говорит:

- Карниз упал, нужно подвесить.

А он чувствует, что сил у него больше ни на что нет. Просит отложить. Жена согласилась. Он идет мимо своего стола, вспоминает, что какую-то задачу на работе не доделал садится за стол и до 2-3 ночи работает над ней. Получается: на нужду - сил нет, а на работу - есть.

Это значит, что период от 5 до 7 лет проведен в праздности, в беззаботных играх или в занятиях по способностям. Все народы  с многовековым опытом знали об этом периоде. На Руси от 4 до 7 лет дети две трети свободного времени (исключая сон и еду) проводили в труде. Причем, в таком труде, который связан непосредственно с результатом, ведь дети все воспринимают конкретно.

Когда мы говорим: "по труду и зарплата" сегодняшний подросток понимает это с трудом, потому что связи между трудом и тем, что подросток на столе имеет, у него нет. Иное дело - село. Ребенок посадил семена на грядку. Появились ростки. Если их не поливать, они засохнут, не проредить и не прополоть - плохо будут расти. Растения сами просят. И это нужда первого порядка.

Но вот созрел урожай. Ребенок несет выращенное им с грядки на стол и видит, как радуются домашние зеленой пище. Ребенок видит нужду второго порядка.

На следующий год ребенок снова посеет семена. Но не только из любознательности. Теперь его начинающийся труд будет исходить уже из домашних нужд.

Возраст 5-7 лет - это время строгого послушания в любви, когда родительская строгость от любви встречает согласие детей и послушание от любви. Это время особой активности воли, свободной воли, которая учится в это время различению и выбору. Нужно учиться различать послушание от своеволия, любовь - от хотения, совестливое - от бессовестного.  В возрасте 21-30 лет у многих закрыто внутреннее зрение на самого себя. Духовная традиция, благодаря которой формировался навык взгляда в себя, когда с 7-летнего возраста дети начинали исповедываться и должны были уметь видеть мотивы своих поступков, утрачена. И поэтому, дожив до 21 года, юноши и девушки совершенно не знают, что это такое: взглянуть на самом себя, искать причину неудач, трудных обстоятельств, неправильных поступков в себе самом. Самодостаточная, самоуверенная или, наоборот, самоуничижительная, тоскливая позиция молодых резко усиливается в 21-30 лет, и неудивительно, что юношество не слышит родителей.

Но различать это одно, другое - совершать выбор. т.е. следовать тому или другому из различенного. Часто духовное, уже различенное, бывает столь мало по звучанию, что без поддержки самого человека, без устремления его воли к исполнению образа духовного, образа совести, оно само состояться не может. Власть хотения душевного, хотения своеволия так велика, что подвигает волю ребенка к исполнению своего. Ребенок говорит: " Я сам! Не хочу этого, хочу того! Не хочу так, хочу эдак'". Если это "я сам" до 5 лет в ряде случаев еще позволительно, более того, необходимо как научение самостоятельному действию (при условии, что действие не идет вразрез с совестью, не является попиранием образов духовного), то после пяти лет воля ребенка должна вводиться в рамки строгого послушания.

Послушание может быть праведным и неправедным. Если послушание из страха, оно неправедно. Еще более вредно послушание из лести, ради похвалы или из желания что-либо иметь. Дети выказывают такое послушание всегда только в тех случаях, когда родители собственными действиями создают для этого условия. Строгость родителей, сопровождающаяся раздражением, истерикой, рождает послушание из страха. Невоздержанная похвала торопит послушание из лести или из желания угождать хвалящему. Обещание наград, различные посулы ("Если сделаешь то. получишь это") ведут к послушанию от желания иметь.

Праведное послушание исходит из любви к родителям. Люблю, потому и слушаюсь. Любовь в этом возрасте одновременно закладывается и как чувство почитания родителей. Чувство, которое сегодня во многом утеряно. Оно нередко заменено прагматическим уважением. Уважаю потому что боюсь, или уважаю, потому что преклоняюсь (создание кумира), или уважаю до тех пор, пока получаю. Так, пока ребенок учится в школе, он уважает каких-то учителей. Перешел в институт, теперь ему что-то дают новые преподаватели, он уважает их, а о школьных забыл. И так дальше по жизни.

Активная воля ребенка в этом возрасте опирается на тот образ, который преподали ему родители своей жизнью до пяти лет и продолжают преподавать с 5 до 7.

Если сами родители уклоняются от образов совести, действуют по своеволию, ребенок тоже при активизации воли будет заявлять свое "я сам". И тут уж чья воля окажется сильнее. Родительское своеволие над ребенком рождает желание получить от него требуемое во что бы ни стало. Отношения разворачиваются до тех пор, пока мать или отец не сломаются. После слома начинается неудержимый крик, побои, злоба или отчаяние, обида, плач или подчинение воле ребенка, ублажение его, исполнение всех его прихотей.

Любовь к детям, в отличие от своеволия, может проявляться в истинной строгости, которую дети слушаются. Строгость оберегает детей от их же своеволия, защищая в них красоту и чистоту совестливого, бережность и заботу к чувству почитания родителей, бережность и заботу к чувству любви. (о младенцах cм. также)

В возрасте с 7 до 10 лет на внешнем плане ведущей деятельностью является учебная, на внутреннем - ученическая. В этом возрасте дети искренне хотят учиться. И если в этом возрасте это желание у них не отбить, то человек и в зрелом возрасте сможет охотно сесть за парту. Если ученик сбился в учебе с третьего класса, он еще может вытянуть 9-10 классы . Если он сбился в первом классе, то он сможет окончить  9-10 класс только если есть интеллектуальные способности, тогда на этом резерве, он пройдет. А если способности интеллектуальные средние или же ниже средних, тогда никаких сил учиться у него нет. Ему и не надо учиться. Ему необходимо идти работать. Или поступать в училище, где не будет таких жестких требований в интеллектуальном плане, по будет другая деятельность, по другим способностям.

Возраст 10-12 лет - время телесного становления, время когда на внешнем плане идет активизация всех способностей, на внутреннем - усвоение трудового действия. И если внешний   происходит сам, то внутренний зависит от   взрослых. Без их внимания и помощи правильное становление трудового действия невозможно.

В этом возрасте дети живут по принципу: "Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота". Это естественное состояние детей. И пусть записываются, пробуют. Потому что в этот момент все способности должны себя пробовать. Поэтому утром он будет делать модель, а вечером он уже схватит кубики и будет заниматься ими. И нередко он будет хвататься одновременно за несколько дел. Все это нормальное явление, потому что способности пробуждаются - ребенок все хочет попробовать.

Единственное, чему важно их и этот период научить - это полноте трудового действия.Что это значит? Трудовое действие состоит из 3 ступенек - начала, самого трудового действия и его завершения. Когда они неправильно усвоены в этом возрасте, люди либо с большим трудом входят в работу, либо бросают ее на середине, либо не могут доделать уже в самом конце.

Кроме того трудовое действие делиться на истинное и ложное. В ложном первая ступенька - мечты, грезы, планы.. Вторая - само трудовое действие. И третья - успех. В результате мы получаем хорошего трудягу, но эгоиста, который работает исключительно ради успеха, ради славы.

В истинном трудовом действии первая ступенька -- нужда, отклик на нужду. Вторая - исполнение нужды. Третья ступенька - чувство благодарности. Проявляется совершенно другой стиль отношении между людьми, без "зала и сцены", без аплодисментов и грамот.

Здесь может вызвать недоумение чувство благодарности. Это благодарность родителям за то, что вырастили, благодарность учителям, наставникам за то, что развили способности, которые теперь позволили возникшую нужду исполнить мастерски. Для верующего человека это благодарность Богу. Чувство благодарности дает силу, чтобы откликнуться на следующую нужду И это нечто совсем другое, нежели вдохновляющее чувство успеха.

Три ступени трудового действия ребенок запечатлевает при активной помощи взрослых. Коли он взялся за какое-то дело, пусть берется, только чтобы обязательно все три ступени выполнил.

Прибежал ребенок из школы:

- Я записался в фотокружок.

- Хорошо, -  говорит папа. - На какой срок? (неожиданный вопрос.)

- На целый год.

- На год тебя может не хватить. Давай все же определимся, на какой срок.

Отцу необходимо, чтобы был конечный результат. Но так как он знает, что не по силам ребенку большой срок или большое дело, то он должен срок этот определить.

- На какой срок?

- На полгода.

- Многовато, давай сначала попробуем меньше, а потом продлим.

- На месяц.

- Хорошо, месяц ты у меня будешь ходить в фотокружок, а дальше решим.

И вот он неделю ходит. А на второй неделе вдруг:

- Вань, тебе же на фото надо!

- Пап, неохота!

- Ваня, скажи, кто записался в фотокружок?

-Я.

- А кто решил, что месяц будет ходить?

- Тоже я.

- Ну так что же ты?

И Ваня через силу собирается и идет добиваться своего конечного результата. Что совершается в эту минуту? А он учится пересиливать себя, он взбирается на вторую ступеньку. Пересилить себя неохота, поскольку конец еще не виден. Но Ваня пересиливает себя и идет. Два раза пересилит, а потом прибегает и говорит.

- Папа, фото кончилось!

- Ура! - говорит папа.

И они вместе радуются. Просто радуются потому что дело завершено. Так дети учатся всякое дело доводить до конца и при этом  дела выбираются не только по способностям, по желаниям, но и как отклик на реальную нужду, а исполнение их погружено в атмосферу заботы друг о друге. Именно этот возраст может сформировать наиболее чутких работников, идущих к мастерству от заботы. А мастерское - это всегда до конца.

C 12-ти лет все, что запечатлевалось от рождения, проявляется в самостоятельном действии в  прямо противоположной очередности. Так возраст 21-24 года - последний период самостоятельного проявления, называют "юношеским младенчеством" - в этом возрасте активно проявляется то, что ребенок запечатлел до трех лет.

C 12 лет ребенок должен на собственных поступках проверить и утвердиться в том, что он запечатлел. С легкой руки журналистов, этот период назван "периодом самоутверждения". На самом деле это неправильное название. Действительно, исследования социологов показывают, что почти 90%, а то и до 97% современных подростков в этом возрасте самоутверждаются. Но 3-10% подростков проявляют заботу. Это как раз то, что они запечатлели до 12 лет в своей семье. И оказывается, что эта разница в соотношении процентов и есть характеристика сегодняшнего состояния семей. В тех семьях, где идет самоутверждение родителей друг перед другом, оно естественно запечатлевается детьми и затем, в самостоятельных поступках, проявляется как самоутверждение. В тех же семьях, где родители утверждают друг друга и где существует атмосфера любви друг к другу и удивительной заботы, там и лети с 12 лет начинают проявлять заботу. Причем, в период самостоятельности всегда усиливается проявление запечатленного. 

К 12-летнему возрасту мы должны отпустить ребенка в самостоятельные действия и быть подстраховщиками. Авторитет взрослых в этом возрасте падает почти до нуля, а авторитет сверстников резко поднимается, и этим обеспечена сама самостоятельность. Если не будет падения авторитета взрослых, то ребенок изнутри самостоятельно действовать не может. Он будет постоянно сомневаться в себе, он будет обращаться внутренне к взрослым, как было до 12 лет: "Мама, так или не так?": "Папа, а ты мне помоги"...

Когда новое состояние детей не принимается, тогда между взрослым и ребенком разворачиваются самые разные конфликты, вплоть до того, что дети бегут из дому или из школы. Когда же принимается новая позиция ребенка, тогда между ребенком и взрослым наступает самая благоприятная возможность настоящей дружбы, и дети готовы вместе со своим руководителем или с родителями в одной упряжке тянуть общий воз и тянуть с любой скоростью, с той, на которую только они вместе способны.

С 12-ти лет идет формирование отношений между мальчиками и девочками. Сейчас детьми в основном запечатляется эротика. А может происходить запечатление целомудрия и чистоты отношений между будущим юношей и девушкой. К этому готовят почти с самого рождения -   девочки хранят от посторонних взглядов свои постели, одежду, волосы. Через девочек это отношение обязательно передается мальчикам, которые сами начинают оберегать девочек.

Сегодня атмосфера воспитания потеряла все эти три действия. Коса исчезла из жизни сегодняшних девочек. Исчезла и хранимая постель. Одежда, хранимая в простоте, тоже исчезла. Девочка уже с младенчества одевается так, как будто на выданье идет. Ощущение красоты, которое возможно только от целомудренного чувства, внутренний вкус к красоте, вкус к одежде, к ее стилю, к подбору цвета - все это происходит из глубин целомудрия человека. Чтобы сохранить это, необходимо сызмальства,  мальчиков и девочек одевать в простую одежду. Но одновременно с этим важно, чтобы девочка постоянно занималась с одеждой: шила ее, вышивала, украшала, чтобы она все время делала какую-то одежду очень красивую. Такой одеждой в древности была свадебная. Девочка шила ее начиная с пятилетнего возраста. Получалась удивительная вещь: прикасаясь к красоте одежды подвенечной, она не имела возможности ее надеть на себя, а ходила в простои одежде. Из-за этого внутреннее тщеславие через одежду состояться не могло, эротические переживания тоже, быть "на выданье" перед мальчиками было невозможно. И из-за этого "невозможно", а также из-за того, что девочка постоянно общается с необыкновенной красоты орнаментом, его сама вышивает, осваивает, подбирает раскрои одежды и так далее, формируется чувство вкуса, и идет оно из глубины целомудрия, а не эротического чувства.

Все эти традиции сейчас, к сожалению, потеряны. Но там, где есть решимость, они восстанавливаются. В мальчиках воспитывается забота о девочках, в девочках - благодарность мальчикам. В этом случае драк между мальчиками и девочками быть не может в принципе. Между ними не могут быть обзывательства, пошлость невозможна, анекдоты невозможны, невозможно опереться на девочку локтем, невозможно ее обнять, посадить на колени. Это все в принципе невозможно. И, удивительно, что не внутренняя культура в этом случае будет осваиваться мальчиками и девочками, а внутреннее отношение друг к другу.

С 14-16 лет происходит активная интеллектуализация, т.е. открытость на научение. Помните, период от 7 до 10 лет - это период ведущей учебной деятельности, в период от 14 до 17 лет, именно учебная деятельность снова становится активной. Причем в учебной деятельности -интеллектуальная деятельность, отсюда вы, естественно, увидите, что в 6-7 классах, дети часто не хотят учиться, зато в 8-10 классах дети, которые с радостью учились в начальных классах, начинают вдруг учиться, и с удовольствием.

 

Конечно, не стоит относиться к этой книге, как к истине в последней инстанции, но прислушаться к советам автора все же стоит. Но что делать, если момент упущен и  ребенок "запечатлел" не то что хотелось бы? Сам автор на вопрос ставить ли крест на таких детях, отвечает отрицательно, поясняя, что книга как раз должна помочь взрослым разобраться в том, что происходит в душе подростка, но что делать не говорит. Думаю, что здесь пригодятся слова свящ. Николая, открывшего детский приют (пос. Саракташ, Оренбургская обл., ул. Пушкина, 77), о его подопечных: "Борьба в их сознании часто идет совсем не детская. Я это знаю не только как отец, но и как священник. Чем дольше они пробыли в атмосфере разврата и пьянства, чем больше видели дурного, тем труднее им потом одолеть греховный навык. Что же касается наследственности, то этого не стоит пугаться. Склонность ко греху есть у нас всех. Но Божья благодать перерождает и побеждает всякие гены".


Примечания:

1. Мало кто знает, что любимая всеми "Сорока-ворона" не заканчивалась похлопыванием бездельника-мизинца:

Ты дров не рубил, Ты печку не топил, Ты воду не носил -Нет тебе ничего!

Игра имела продолжение: взрослый, держа ребенка на коленях, говорил:

Знай наперед;/ Тут водичка холодненъка. (И поглаживал запястье ребенка)/ Тут тепленъка, (поглаживал у локтя)/ Тут горяченька, (поглаживал у плеча)/ А здесь - кипяток, кипяток, кипяток! (И щекотал малыша под мышкой).

Или другой вариант: Тут - пень,/ Тут - колода,/ Тут - криница/ А тут - холодная водица!

2. Считалка:

Катилася торба С великого горба.
В этой торбе -Хлеб, соль, Вода, пшеница.
Кто с кем Хочет делиться?

При этом считалка не просто проговаривалась, а ритмично распевалась каким-то ребенком в кружке сверстников, это было особое действо, и находились талантливые его исполнители, которые, скандируя и пританцовывая, особым образом подготавливали детей к игре.


Лига Православных Индеанистов ("Сиротки"). Orthodox Wablenica League (O.W.L.)



E-mail подписка:

Семейная жизнь Воспитание детей
Клайв Стейплз Льюис
Письма Баламута
Книга показывает духовную жизнь человека, идя от противного, будучи написанной в форме писем старого беса к молодому бесенку-искусителю.

Пр. Валентин Свенцицкий
Диалоги
В книге воспроизводится спор "Духовника", представителя православного священства, и "Неизвестного", интеллигента, не имеющего веры и страдающего от неспособности ее обрести с помощью доводов холодного ума.

Анатолий Гармаев
Пути и ошибки новоначальных
Живым и простым языком автор рассматривает наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Александра Соколова
Повесть о православном воспитании: Две моих свечи. Дочь Иерусалима
В интересной художественной форме автор дает практические ответы на актуальнейшие вопросы современной семейной жизни.