Тема смерти в православном вероучении
- Введение
- Глава 1. Онтология смерти
- 1.1 Смерть и тварность.
- 1.2 Смерть, грехопадение, грех.
- 1.3 Смерть, богоотступничество, атеизм.
- Глава 2. Христианин перед лицом смерти
- 2.1 Тление, старость, болезни.
- 2.2 Страдание. Смерть праведников, детей, ближних.
- Глава 3. Смерть и загробная жизнь.
- 3.1 Образ загробной жизни.
- 3.2 Обряд погребения.
- 3.3 Связь между посюсторонним и потусторонним миром.
- Заключение
- Библиография
Введение
Все, что мы видим вокруг себя - это жизнь во всём многообразии её форм. Это многообразие так велико и красиво, что полностью поглощает наши человеческие возможности на «рассматривание творений», изучение законов их существования, на создание условий и среды нашего собственного существования. Мы также, не можем не замечать и явление обратное, которое неизбежно и неотвратимо следует за всеми проявлениями жизни - смерть. Однако, наше существо по каким-то причинам упорно не желает обращать на неё должного внимания. Простая и, казалось бы, ясная мысль, что каждый прожитый день сокращает наше пребывание среди живых, совершено не свойственна на- шему человеческому сознанию. Мы видим, как умирают другие, но не думаем, что умрем и мы; мы признаем, что смертны, однако делаем то, что свойственно бессмертным. Почему так? Сильная любовь к жизни, внедренная в наше тело Богом гасит всякую мысль о смерти.
Милосердие Божие избавило нас от ощущения неотвратимости приближающегося конца. Оно, видимо, погасило эти мысли и у тех, кто не может видеть «за горизонтом». Господь не осуждает их, а дает силы для каждодневного труда. И дела их пойдут вслед за ними (Откр. 14:13). Тем, кто всеми силами и чистым сердцем стремятся познать, что их ждет за пределом жизни, Господь даёт свое Откровение.
Это не эзотерическое учение и не книга, спущенная с небес через пророка. Это открыто всем через Церковь Христову Духом Святым. Словами Апостола Он говорит нам Прииди и виждь (Ин.1:46). В Церкви мы встречаемся с воскресшим Христом, распятым на кресте, как образ страшной реальности смерти. Да, смерть и здесь. Евангельское Откровение не отворачивается от неё, не уходит в обманчивые мечтания, но смотрит смерти прямо и трезво в глаза. Езекия плачет перед своей близкой смертью (4 цар.20:3), а Иов громко призывает ее (Иов 6:9, 7:15-16). Но прямо перед нами Христос воскресший, смертью Своею смерть победивший, дарующий эту победу нам. Со сводов храма к нам спускается глас- «тела Христова вкусите, источника бессмертного примите». «Со страхом Божиим и верою» мы делаем шаги к бессмертию.
Смерть телесная приобретает новый смысл для христианина. Она не просто неизбежная участь, не только приговор за грех. Христианин «умирает для Господа», как он жил для Него, в конечном счете, смерть для христианина - приобретение (Флп. 1:20).
Даже тогда, когда я подобно псапмопевцу взываю— Скажи мне, Господи, кончину мою и число дний моих (Пс. 38, 5). Это остается совершенно неизвестно. Я знаю, что умру, но не знаю когда. Бог не открыл мне часа смерти. Наоборот, Он очень заботливо скрывает его от меня, устрояя этим мое спасение, дабы я не знал времени смерти и всегда был готов к ней.
«Смерть наступает, — говорит Василий Великий, — когда приходит конец жизни, указанный для каждого праведным судом Бога, взирающего вперед для пользы каждого из нас». Ведь Бог определил долготу жизни для каждого человека и дал ему известное число лет.
Чем больше масла мы вливаем в лампаду, тем дольше она должна гореть – ни больше, ни меньше. Когда истощится масло, лампада гаснет. Господь положил границу окончания нашей телесной жизни. Но если лампада опрокинется и прольется масло или если подымется сильный ветер, даже если кто подует, светильник может погаснуть и раньше времени. Устрани от лампады все опасности, и она будет гореть, доколе будет оставаться хоть одна капля масла. Точно так же мы, естественно, должны жить столько лет, сколько нам дал Бог, – ни больше, ни меньше. И действительно, если мы будем жить, как того требует природа, смерть настанет, когда исполнятся годы, указанные Богом. «.Дней наших 70 лет при большей крепости 80 лет…» (Пс.89:10).
Но сколько опасностей подстерегает нашу жизнь? Бог создал тебя человеком здорового сложения, и естественно ты можешь прожить сто лет. Но кутежи, пьянство, обжорство, непотребство, труды и заботы, печаль и уныние, столько болезней и страданий разве не отнимают у тебя полжизни? Ты естественно можешь прожить много лет, но разве не можешь насильственно по каким – то причинам окончить жизнь преждевременно?
В этом случае смерть не следует природе, употребляет насилие, наступает преждевременно. Многие должны были умереть естественной смертью в дряхлой старости, но скольких похитила насильственная смерть еще в юности! Скольких потопило море, скольких попалила молния, скольких похоронило землетрясение, скольких унесла безвременная и внезапная смерть! Попробуй сберечь жизнь от всех этих опасностей, и тогда не бойся смерти «до исполнения предела жизни». [8]
Каин позавидовал Авелю и убил его. Таким образом, Авель умер раньше Адама, сын – раньше отца, юноша — раньше старца; это значит – раньше естественной в мире появилась насильственная смерть. «Дьявол, услышав, что человек возвратится в землю, – говорит Златоуст, – постарался устроить зрелище более скорбное: зрелище сына, умирающего прежде отца, брата, убивающего брата, – зрелище безвременной и насильственной смерти».[ 8 ]
Со времен грехопадения смерть - общий удел людей, «путь всей земли». Нельзя не почувствовать перед этой неотвратимостью, что жизнь, столь желанная - всего лишь хрупкое и мимолетное благо. Она лишь тень, дуновение, она ничто иное как суета, ибо конечная участь всех одна и та же (Екк..3:19-20). Таково печальное заключение, из которого нередко чувство некоей меланхолической покорности перед лицом непреложной участи (1Цар.12:12). Подлинная мудрость видит дальше: она принимает смерть как «приговор от Господа» (Сир. 41:5), подчеркивающий ничтожество человеческого существования перед лицом бессмертного Бога: «Ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19).
Смерть страшна для того, кто не думает о смерти. Есть люди, которые думают, что они в мире похожи на какие-то большие деревья, глубоко укоренившиеся, цепко держащиеся за землю, – их душа остается крепко и надолго связанной земными благами, богатством, имуществом, властью. Как деревья, высоко поднимающие свою вершину, воздымаются они в гордости, тщеславии и суете; как деревья, бросающие далекую тень, имеют славу, влияние, имя. Но если вдруг задует сильный ветер и ниспровергнет дерево, порвутся его корни, вершина его упадет на землю, сорвутся все листья, рассеется тень от него, засохнут его ветки и будут порублены на дрова для огня, во что превратится тогда это великое дерево? В золу. Так же, если придет смерть, которой не ожидает и не ожидал тот суетный человек, когда она придет ниспровергнуть душу, так крепко вцепившуюся в этот мир, так привязавшуюся к этой жизни, она низвергнет в могилу такую великую гордыню. А тот, кто помнит, что ему надлежит умереть, помнит также, что не знает времени своей смерти, и понемногу удаляется от этого мира; тот понемногу распутывает узы, привязывающие его к этой жизни, приготовляется, исправляется, ожидая исполнения воли Божией. Пусть придет смерть; что сделает она ему? Только закроет глаза, чтобы он не видел суетности этого мира и не оплакивал более его несчастья. Возьмет его чтобы перенести на лоно Авраамово. Такая смерть не страшна, она очень приятна – это как бы сон упокоения, как называет ее Священное Писание, и блаженный переход от этой печальной жизни к Небесному Царству. [ 8 ]
Итак, вся суть заключается в том, чтобы всегда помнить о смерти, дабы хорошо жить, а еще лучше умереть: «Христианские кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны и доброго ответа не страшнем судище Христовом просим.» (из великой ектении).